28/10/2021

"По страницам журнала..." Наш современник №10, 2021

«Есть высшая доля…»

Люблю свернуть с дороги…

Но не сверну с пути.

Г. Горбовский

4 октября исполняется 90 лет со дня рождения большого русского поэта Глеба Горбовского. Он родился 4 октября 1931 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1937 году его отец был репрессирован, воспитанием ребёнка занималась мать. Летом 1941 года Г. Горбовский уехал на каникулы в Псковскую область. Оказавшись на оккупированной территории, бродяжничал, впоследствии был батраком на латышских хуторах. После окончания войны воссоединился с матерью.

Глеб Яковлевич Горбовский начал писать стихи в 15 лет. В 1960 году появилась его первая книга – сборник стихов «Поиски тепла». «Зову человека» -эти слова, которыми начинается одно из стихотворений, могут быть вынесены эпиграфом к значительной части ранней лирики Горбовского. Тут и там возникают в ней обращения к человеку, к людям, близким и дальним…

Приходите ко мне ночевать…

………………………………………………

Постучите мне в окно

Как-нибудь из Ленинграда!

………………………………………………

В стихах Горбовского, при абсолютной подлинности авторского «я», выступают словно бы два «героя» - маленький человек, «человечек» и – одновременно – некий сверхчеловек. На первый взгляд, две противоположности, но именно в их слиянии выковывался образ самого поэта, который, по собственному признанию, «не родился, а возник – как возникают снегопады, пожары, ветры и грома…». При этом он же, возникший подобно некой стихии, писал:

Я тихий карлик из дупла,

Лесовичок ночной.

Я никому не сделал зла,

Но недовольны мной…

«Поэзия Глеба Горбовского пронизана чувством пути, весь материк созданного им в стихах и прозе и есть – огромный путь, пройденный художником, но прежде всего – человеком. О чём бы ни писал поэт, к каким бы образам и смыслам ни обращался, во всём бьётся беспокойная жилка поиска духовной опоры. И всё ведомо любовью – к слову, к земле, к человеку…».

Нет, я не славлю приближенье

Той, что разрушит ткань мою, -

Я предвкушаю утешенье,

Как рану лёгкую в бою…

 

Одно желаю: отдышаться

От ласк жестоких бытия,

Передохнуть и дальше мчаться!

И дольше длиться мыслю я…

Читайте стихи Глеба Горбовского и статью Константина Шакаряна «Есть высшая доля…» о творчестве поэта в новом номере (№10) журнала «Наш современник».

Комментариев нет: