пятница, 24 июля 2015 г.

#Моруа130

Андре Моруа
(1885—1967)


 (фр. André Maurois, настоящее имя Эмиль Саломон Вильгельмь Эрзог, Émile-Salomon-Wilhelm Herzog), французский писатель и член Французской академии. Впоследствии псевдоним стал его официальным именем.
Родился 26 июля 1885 года близ Руана в семье промышленника. Окончил Руанский лицей имени Корнеля. Большое влияние на него оказал преподаватель философии Эмиль Шартье, приобретший европейскую известность под именем Ален. По окончании лицея будущий писатель стал одним из руководителей экспедиционном корпусе, что дало материал для первого романа - «Молчание полковника Брэмбла» («Les silences du colonel Bramble», 1918). Английская тема была продолжена в ряде художественных и публицистических произведений. В 1920-30-е годы он создал трилогию из жизни английских романтиков: «Ариэль, или Жизнь Шелли» («Ariel ou la Vie de Shelley», 1923), «Жизнь Дизраэли» («La Vie de Disraeli», 1927) и «Байрон» («Byron», 1930), которая позднее была издана под общим названием «Романтическая Англия», выпустил несколько романов: «Бернар Кене» («Bernard Quesnay», 1926), «Превратности любви» («Climats», 1928), «Семейный круг» («Le Cercle de famille», 1932) и др.
Когда началась Вторая мировая война, 54-летний писатель записался добровольцем в действующую армию. После поражения Франции он оказался в США, где написал ряд исторических и публицистических материалов. После возвращения на родину издает сборники новелл, книгу «В поисках Марселя Пруста» («A la recherche de Marcel Proust», 1949), посвятил три книги французским романтикам - «Лелия, или Жизнь Жорж Санд» («Lelia ou la Vie de George Sand», 1952), «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» («Olympic ou la Vie de Victor Hugo», 1955), «Три Дюма» («Les Trois Dumas», 1957). В год 80-летия Моруа написал последний биографический труд «Прометей, или Жизнь Бальзака» («Promethee ou la Vie de Balzac», 1965).
Скончался Моруа 9 октября 1967 года; до смерти он успел опубликовать множество повестей, биографий, исторических трудов, детских сказок и научно-фантастических произведений. Похоронен писатель неподалеку от Парижа.
Творчество Андре Моруа поистине огромно - 200 книг, более тысячи статей. Его перу принадлежат романы и новеллы, критические статьи и философские эссе: литературные мемуары и исторические труды. Но прежде всего Моруа - мастер биографического жанра.
В творческом наследии Моруа биографии занимают особое место. Об их успехе говорят огромные тиражи, многочисленные награды, которых удостоен писатель. Критики и литературоведы, говоря о биографических книгах Моруа оперируют различными понятиями: художественная биография, биографический роман, романизированная и даже беллетризированная биография. Последнее определение писатель решительно отвергал, утверждая, что в своих работах он опирается только на факты; документ становится у него необходимой, органической частью книги.
В центре биографии Моруа - творческая личность, человек действия, труженик, бунтарь. Пессимистическому неверию в человека он противопоставляет веру в индивидуума, которого создают не только внешние обстоятельства, но и он сам. Такими предстают у него Шелли и Байрон, Дизраэли и Гюго, Санд и Дюма. Его биографии возникли на стыке исторического исследования, литературоведческого анализа и психологического романа.
По мнению писателя, биография в эстетическом плане имеет определенные преимущества перед романом: «Когда мы читаем биографию знаменитого человека, мы заранее знаем главные перипетии и исход событий... Мы как бы прогуливаемся по знакомой местности, оживляя свои воспоминания и дополняя их. Спокойствие духа, с которым мы совершаем эту прогулку, лишенную неожиданностей, благоприятствует эстетической установке».
Андре Моруа интересует прежде всего духовное развитие личности, история выступает здесь только как фон в той мере, в какой она необходима для понимания этого развития. Ему интересно проследить, как постепенно формируется характер в соприкосновении с людьми и событиями.


Афоризмы Моруа
Искусство старения заключается в том, чтобы быть для молодых опорой, а не припятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным.
Нам все равно, сколько что стоит, до тех пор, пока оно ничего нам не стоит.
Эпохой Средневековья датируются два худших изобретения в истории человечества: романтическая любовь и пушечный порох.
Уолпол говорил о маршале де Ришелье: «Люди смеются, еще не зная, что он скажет, и правильно делают, ибо потом они наверняка смеяться не будут». Острота, применимая к большинству профессиональных остряков.
Обаяние — смесь естественности и кокетства.
Бизнес – это сочетание войны и спорта.

Комментариев нет: