15/05/2015

… Не позабывших про меня

105 лет со дня рождения Ольги Берггольц
Несмотря на стремительность времени, на то, совсем недавно было святым – революция, Ленин, Сталин отошло в прошлое, а когда – то было настоящим о котором писала стихи поэтесса Ольга Берггольц. Её стихи о Великой Отечественной войне, о дружбе и любви и сегодня также актуальны, хотя читать их стали гораздо меньше, чем раньше.
Прочтите это стихотворение:
Песня
Слышала – приедешь к нам не скоро ты.
Говорят товарищи: не ждём.
Брошу всё. Пойду бродить по городу,
по дорогам, проёденным вдвоём.

До Невы дойду, спущусь по лесенке.
Рядом ходит чёрная вода.
На унылой, безголосой песенке
вымещу обиду навсегда.

Все следы размоет дождик начисто.
Все мосты за мною разведут.
А приедешь, пожалеешь, схватишься –
не найдёшь, и справок не дадут.

Ольга Фёдоровна Берггольц была не просто поэтом, она была голосом блокадного Ленинграда. Сила её убеждённости в правоте и правде Победы помогла выжить в блокадном Ленинграде не толь ей, но и тысячам других.

Ленинградке

Ещё тебе такие песни сложат,
Так воспоют твой облик и дела,
Что ты, наверно, скажешь:
- Не похоже.
Я проще, я угрюмее была.

Мне часто было страшно и тоскливо,
Меня томил войны кровавый путь,
Я не мечтала даже – стать счастливой,
Мне одного хотелось: отдохнуть…

Да, отдохнуть ото всего на свете:
от поисков тепла, жилья, еды,
от жалости к моим исчахшим детям,
от вечного предчувствия беды,
от страха за того, кто мне не пишет
(увижу ли его когда – нибудь?),
от свиста бомб над беззащитной крышей,
от мужества и гнева отдохнуть.

Но я в печальном городе осталась
хозяйкой и служанкой для того,
чтобы сберечь огонь и жизнь его.
И я жила, преодолев усталость.

Я даже пела иногда. Трудилась.
С людьми делилась солью и водой.
Я плакала, когда могла. Бранилась
с моей соседкой. Бредила едой.

И день за днём лицо моё темнело,
седины появились не висках.
Зато, привычная к любому делу,
почти железной сделалась рука.
Смотри, как цепки пальцы и грубы!
Я рвы на ближних подступах копала,
Сколачивала жёсткие гробы
и малым детям раны бинтовала…

И не проходят даром эти дни,
неистребим свинцовый их осадок:
сама печаль, сама война глядит
познавшими глазами ленинградок.

Зачем же ты меня изобразил
такой отважной и такой прекрасной,
как женщину в рассвете лучших сил,
с улыбкой горделивою и ясной?

Но, не приняв суровых укоризн,
художник скажет с гордостью, с отрадой:
- За тем, что ты – сама любовь и жизнь,
бесстрашие и слава Ленинграда!

Ольга Берггольц была многообразна и изменчива в своём неповторимом единстве. Откройте томик стихов Ольги Берггольц – в них большое движение мысли, времени и чувства. И оно – это время, не может быть в прошлом.
Список литературы:
1.      Бергольц О.Ф. Стихи и поэмы /О.Ф.Берггольц. – Ленинград: Советский писатель, 463с.
2.      Берггольц О.Ф. Ленинградская поэма: Поэмы. Стихотворения/О.Ф.Берггольц. – Ленинград: Художественная литература, 1976. – 205с.
3.      Берггольц О.Ф. Верность: Стихи и поэмы/О.Ф.Берггольц. – Ленинград: Советский писатель, 1970. – 358с.
4.      Берггольц О.Ф. Стихотворения и поэмы /О.Ф.Берггольц. – Москва: Художественная литература, 1951. - 179

Комментариев нет: